280-мм мортира обр. 1939 г. (Бр-5)

280-мм мортира обр. 1939 г. (Бр-5)

280-мм мортира образца 1939 года (Бр-5) — советская мортира большой мощности калибра 280 мм периода Второй мировой войны. Эта артиллерийская система была самым крупнокалиберным серийно производившимся советским артиллерийским орудием. Мортира отличалась оригинальной компоновкой — использовался гусеничный лафет, единый для ещё двух мощных артиллерийских систем. Несмотря на небольшое количество произведённых орудий и ряд недостатков, мортира приняла участие в Великой Отечественной войне, была модернизирована после её окончания и долгое время состояла на вооружении Советской армии.

Советская артиллерия большой мощности унаследовала от Русской Императорской армии два образца особо мощных артсистем — 280-мм мортиру Шнейдера обр. 1914/15 гг. (25 орудий) и 305-мм гаубицу обр. 1915 г. (31 орудие). К середине 1930-х годов данные орудия устарели как морально, так и физически, кроме того, их количество оценивалось как недостаточное.
Возникла необходимость в создании и запуске в серийное производство новых образцов особо мощных орудий, в том числе и 280-мм мортир. Калибр новой артсистемы определялся стремлением использовать имеющиеся запасы боеприпасов.
Как и в случае с 152-мм дальнобойной пушкой, созданием 280-мм мортиры занялись конкурирующие конструкторские бюро заводов «Большевик» и «Баррикады».

Проект мортиры завода «Большевик» получил индекс Б-33, руководство проектом осуществлял инженер Крупчатников. На заводские испытания мортира была отправлена 1 февраля 1936 года. На полигонные испытания мортира была отправлена 17 апреля 1936 года, в целом они завершились успешно и по их итогам было рекомендовано направить мортиру на войсковые испытания после устранения выявленных недостатков.

На заводе «Баррикады» проектом 280-мм мортиры, получившей индекс Бр-5, руководил И. И. Иванов. Заводские испытания мортира прошла в декабре 1936 года. Полигонные испытания мортиры начались в апреле 1937 года, согласно заключению комиссии Бр-5 испытания не выдержала. Тем не менее, в серийное производство была запущена именно Бр-5 под официальным названием 280-мм мортира обр. 1939 г., причём первый заказ на изготовление мортир был выдан ещё до окончания полигонных испытаний, в мае 1937 года. Причины выбора Бр-5 вместо Б-33 неизвестны, на испытаниях последняя показывала лучшие результаты, в частности бо́льшую кучность и более высокую скорострельность, а также была менее массивной по сравнению с первой.

280-мм мортира обр. 1939 г. (Бр-5)

Позже, ввиду недоработанности системы, число заказанных на 1937 год орудий уменьшили до двух, однако ни в том, ни в последующем году изготовить их не удалось. Эти две опытные мортиры были поданы на полигон в июне 1939 года и отличались друг от друга способом заряжания. По результатам испытаний был выбран способ заряжания, аналогичный применённому в гаубице Б-4.

Ствол мортиры скреплённый, двухслойный, состоит из трубы, кожуха и казённика. Труба состоит из нарезной части и каморы, в ствольной части труба имеет утолщение для уравновешивания ствола. Затвор поршневой, типа Шнейдера, запирается в два такта, аналогичен по конструкции затвору гаубицы Б-4, но больше по габаритам.

Противооткатные устройства воздушно-гидравлические. Цилиндры тормоза отката и накатника установлены в муфтах, закреплённых гужонами на люльке. Тормоз отката гидравлический, содержит 41 л веретённого масла.

280-мм мортира обр. 1939 г. (Бр-5)

Лафет гусеничный, состоит из верхнего станка, нижнего станка и ходовой части. Верхний станок представляет собой клёпаную конструкцию, опирающуюся тремя роликами на опорную поверхность нижнего станка и перемещающуюся при помощи поворотного механизма на боевом штыре в горизонтальной плоскости. Нижний станок в лобовой части скреплён с боевой осью круглого сечения, концы которой подвижно соединены с гусеничным ходом. Хоботовая часть нижнего станка имеет два сошника — постоянный для твёрдого грунта и откидной для мягкого грунта. Нижний станок Бр-5 по сравнению с ранним станком гаубицы Б-4 дополнительно усилен приклёпанными боковинами и утолщением верхнего листа. Ходовая часть включает в себя гусеничный ход, тормозное устройство, подрессоривание, лебёдку для разворота гаубицы

Подъёмный и поворотный механизмы секторного типа. Имеется специальный механизм приведения на заряжание, обеспечивающий быстрое приведение ствола в горизонтальное положение. Прицельное приспособление состоит из прицела, панорамы и привода прицела с кронштейном

Приспособление для заряжания состоит из крана с лебёдкой, кокора, механизма стопорения вала приведения к углу заряжания, стеллажа с брезентом и снарядной тележки. Заряжание орудия происходило следующим образом: снаряды достаются из погребка и укладываются на деревянный помост. Снаряд, подготовленный для перевозки к мортире, устанавливается вертикально. Далее боец из расчёта подкатывает снарядную тележку к снаряду и охватывает снаряд при помощи захватов. Затем снаряд укладывается на тележку и закрепляется на ней, после чего подвозится на тележке к стеллажу и ставится на брезент. Стеллаж устанавливается у лафета под краном, кокор опускается в гнездо стеллажа и очередной снаряд, лежащий в стеллаже, укладывается в кокор. Мортира приводится к углу заряжания, после чего вал механизма приведения к заряжанию стопорится. Кокор навешивается на два крюка, находящихся на казённой части ствола орудия. После навешивания кокора трос несколько ослабляется, при этом лапы рычагов кокора освобождают снаряд, который досылается в канал ствола усилиями четырёх бойцов

280-мм мортира обр. 1939 г. (Бр-5)

Возка орудия на большие расстояния осуществляется раздельно (ствол отдельно от лафета). На небольшие расстояния (до 5 км) допускается нераздельная возка орудия с оттянутым стволом при скорости не более 5—8 км/ч. Для транспортировки механической тягой орудие имело передок весом 1300 кг со сцепным устройством. При раздельной возке, ствол перевозился на подрессоренной орудийной колёсной повозке Бр-10 (вес повозки со стволом 11 300 кг, без ствола 5400 кг) со скоростью до 25 км/ч. Переход орудия из боевого положения в походное при раздельной возке занимал от 45 минут до 2 часов, в зависимости от времени года и типа грунта. Буксировалось орудие гусеничными тягачами «Ворошиловец», ствольные повозки — менее мощными гусеничными тягачами «Коминтерн».

Мортиры Бр-5 входили в состав отдельных гаубичных артиллерийских дивизионов особой мощности, по шесть мортир в каждом. В каждом дивизионе было три батареи, по две мортиры в каждой. Всего в 1941—1945 годах было 8 таких дивизионов с мортирами Бр-5 и Шнейдера.

Мортиры Бр-5 были предназначены для:
1)разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений;
2)борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника.

Мортиры Бр-5 приняли участие в советско-финской войне, четыре таких мортиры с ноября 1939 года входили в состав 40-го отдельного артиллерийского дивизиона большой мощности. Мортиры приняли участие в прорыве линии Маннергейма, разрушая финские ДОТы. Всего в ходе этой войны мортирами Бр-5 было выпущено 414 снарядов.

О применении Бр-5 в ходе Великой Отечественной войны информации мало. Известно об использовании орудий этого типа в составе 32-го отдельного артиллерийского дивизиона особой мощности в марте 1945 года при штурме Нейштадта (часть Кюстрина), а также при штурме Кёнигсберга.

В мемуарах начальника штаба артиллерии 1-го Белорусского фронта Надысева Г.С. есть упоминание о применении 280-мм гаубиц при штурме Познани, вероятно имелись ввиду Бр-5. В 1941 году было потеряно девять 280-мм мортир.
В 1950-х годах мортиры Бр-5 были модернизированы и находились на вооружении как минимум до 1970-х годов.

280-мм мортира обр. 1939 г. (Бр-5)

Ассортимент снарядов включал в себя три типа фугасных снарядов и один тип бетонобойных снарядов. Фугасные снаряды в советское время не производились, использовались запасы снарядов от 280-мм мортир Шнейдера, созданные до революции. Бетонобойный снаряд использовался с 1942 года.

Стрельба из мортиры при углах возвышения менее 15° ввиду слабой устойчивости системы на малых углах возвышения допускалась только в исключительных случаях.

Среди советских артиллерийских систем Бр-5 занимает особое место, являясь самым крупнокалиберным из разработанных в СССР и серийно производившихся орудий. Большинство преимуществ и недостатков орудия связаны с его лафетом, общим для всех орудий «триплекса большой мощности». С одной стороны, использование гусеничного лафета обеспечило в теории возможность достаточно быстрой смены огневой позиции и значительно уменьшило время перехода из походного положения в боевое по сравнению с полустационарными орудиями типа 280-мм мортиры Шнейдера. С другой стороны, конструкция лафета оказалась неудачной — орудие в сборе с трудом перемещалось самыми мощными тягачами, в условиях же плохой проходимости (распутица, гололёд) данная система фактически теряла подвижность. Возможности манёвра огнём были сильно ограничены углом горизонтальной наводки (ГН) всего лишь в 8°. Для поворота пушки силами расчёта за пределы угла ГН требовалось не менее 25 минут. Проведённая в послевоенные годы замена лафета позволила избавиться от перечисленных проблем.

Орудие Бр-5 на гусеничном лафете находится в экспозиции Музея артиллерии и инженерных войск в Санкт-Петербурге.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *